Пустота, наполненная ядом. В Тверском ТЮЗе состоялась оглушительная премьера (ФОТО)

Что такое пустота? Для кого – как. Для одних пустота, это свобода от внутреннего мира, для других – потеря ориентиров и тоже – внутренних. На пустоту можно смотреть по-разному, но как ни взгляни, все сводится к тому, что отсутствие чего-то важного не идёт человеку на пользу.

Это философское понятие, пустота, оно прекрасно ложится на современную драматургию, оно сегодня понятно почти каждому зрителю, чья жизнь наполнена под завязку всем и ничем одновременно. «Пустота» современного драматурга Максима Черныша в постановке молодого режиссера (а ему нет еще и тридцати) Талгата Баталова она именно об этом - об обществе, пресыщенном до отторжения всем, что можно съесть, надеть и положить в карман, но обществе несчастном и крайне опасном.

Премьера спектакля в Тверском театре юного зрителя была, прямо скажем, провокационной. Не привык тверской зритель, когда его бьют под зад его же сапогом, он привык быть эстетом и томно опускать глаза, одобряя вечные истины в вечном исполнении. «Пустота» разорвала эту пелену «театрального созерцания», она вовлекла зрителя в напряженное вглядывание и опасливое вжимание шеи в плечи.

Герои «Пустоты», это офисный люд, это корпоративные муравьи и их вожаки-трутни, топ-менеджеры и прочие, положившие свои успехи к себе в карманы. Они молоды, и те, и другие, они проживают жизнь , как наматывают шнурок на палец:  бездумно, бессмысленно, пусто. Это и те, кто сидел в зале и мог не хотеть принимать такой автопортрет, но принимал.

Сама пьеса необычайно груба, в том числе и в плане самооценки героев. Они не стесняются этой прилюдной вивисекции и на сцене, они дают названия людям и ситуациям прямо, как даёт каждый из нас в порывах ненависти, злобы к себе и окружающим. И здесь это не выглядит грубо, потому что это уже не выглядит грубо нигде. Это яд, который больше не отравляет.

На сцене разворачивается несколько частных историй, как рабочих, так и семейных, бытовых. Заряженные изначально на конфликты, эти истории бьют искру сразу, без разгона, они сразу втягивают зрителя в свою компанию. Декорации лаконичны и крайне функциональны – это объемная перспектива, а по сути одна из комнат большого лабиринта, где бегают мыши в черных костюмах и тонких корпоративных галстуках, бьются лбами и шарахаются друг от друга.

Формат постановки определён, как театральный ситком, но это ни о чём не говорит. По сути, это акция, месседж, обращение к космосу, такой крик в небо. Режиссура  потрясающая, как хореография Александра Андрияшкина, которая скрепляет между собой главки этого безумного перформанса. Сложно сказать, какую трудную работу проделали актёры, но они проделали ее безупречно и самоотверженно. Прежде всего – Андрей Иванов, Елена Фомина. Вся команда: Константин Павлов, Михаил Хомченко, Александр Романов, Сергей Зюзин, Полина Козловская, Александр Крайнов, Надежда Мороз, Татьяна Романова, Дмитрий Фёдоров.

Эти прекрасные люди смогли показать пустоту, какая она есть. Пустоту супружеской неверности, пустоту приземлённых мечтаний, пустоту, принесённую с войны, пустоту восточных религиозных практик и наконец, саму пустоту жизни в лице главного топа – Дмитрия Анатольевича.

Если пьеса и была политически окрашена, то здесь от этого почти ничего не осталось, кроме единичных вкраплений. Да, Сирия и Первый канал, есть, но именно они и выделяются, именно они и неуместны. Не нужна политика там, где в ней не нуждается идея. Впрочем, это ничего не портит, это ни о чем не говорит.

Потому что здесь важен смысл самого существования человека, его внутренняя пустота и пустота пропасти между ним и миром других людей. Важны размеры явления. Важно то, что нам показывают цинизм манипулирования и использования, показывают, как можно изощренно помыкать человеком, если он позволяет собой помыкать по безрассудству или по воле обстоятельств. Можно выбрасывать людей, как шмотки, можно людей миловать и гладить по голове, отнимать у супруга и превращать в стадо, в скотину. Можно всё. Всё, на что способна твоя пустота и пустота его, пустота окружающего мира. Разве это не мир Ницше, в котором даже бог умер?

Это очень сильная постановка во всех смыслах: в пластике монологов, в динамике низких частот музыкального сопровождения, в визуальной проекции, в постановке света, в режиссерской мысли и актёрском подвиге.

Известно, что заполнить внутреннюю пустоту можно только любовью, той самой, которую как огня боятся герои. Иного выхода нет, иначе с полными карманами денег и рабами вокруг, можно так и оставаться пустым местом, для себя, твоих близких, для большой наполненной смыслами вселенной. Когда нет любви, евангельская история отлично напоминает, кто и в каком количестве занимает свободное место.

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
1144 просмотра в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов