Про извечное русское, мама-анархия или дети против отцов (рецензия на спектакль Тверского драматического театра «Отцы и дети»)

Премьерный спектакль «Отцы и дети» Тверского академического театра драмы – не что иное, как новое прочтение Тургенева. Тут нет хрестоматийных образов из набивших оскомину школьных сочинений. Евгений Базаров в режиссёрской постановке Александра Павлишина больше смахивает на рок-музыканта, чем на «инакомыслящего» патлатого студента 19 века. Словом, спектакль отличился оригинальностью подачи и вышел без налёта книжной библиотечной пыли. Тут и продуманные декорации, и общий антураж, и даже некий мистицизм привнесён (похвально, что при этом изощрённые спецэффекты не применялись!).

Несомненно, Базаров (артист Тарас Кузьмин) - неординарный молодой человек, который перешагнул своё время. Возможно, поэтому образ его так современен по стилю и поведению. Такие люди всегда некомфортны как для себя, так и для окружающих. Молодые циники, вносящие хаос в уютную картину мира обывателей. Старшее поколение видит в них агрессивных ассоциалов, у которых нет ничего святого, а девушки находят таких «плохишей» очаровательными наглецами! Но только женщин такие, как Базаров, любят надломленных. Вследствие чего, любовь для них – это страдание и разочарование. Так, госпожа Анна Сергеевна Одинцова (артистка Дарья Плавинская) настоящая famme fatale в жизни Базарова. В ней есть всё для него: красота, талант, незаурядность, порочное очарование. Но душой она - трепещущая раненая птица. Клюнула, правда, сверхточно и больно главного героя в самое его бедное сердце!

Родители Базарова - добрейшие люди. Отец Василий Иванович (заслуженный артист России Вячеслав Грибков) и мать Арина Власьевна (артистка Наталья Плавинская) жалеют и безгранично любят своего сына. Отчаянно ждут его приезда, окружают слегка навязчивой заботой. Ну а как иначе может выглядеть забота добрых пожилых родителей, не видевших сына целых три года? Да только так, как это сыграли артисты.

Разумный, добросердечный, пылкий Аркадий Кирсанов (артист Сергей Бескакотов) - полная противоположность своему другу. Но он очарован Базаровым и пылкостью его идей. Хотя ясно, что потом такие, как Аркадий, делают хорошие карьеру, «попадают в галки» и вьют семейные гнёзда, становятся отцами, придерживаясь своих либеральных корней. Герой Бескакотова похож на своего батюшку Николая Петровича, которого народный артист России Владимир Чернышов изобразил милым, человечным, горячо любящим свою семью героем. Николай Петрович любит пасторальные пейзажи своей деревни, наслаждается закатами и сетует в беседах, что мужики его ленятся, дерутся и оброка не платят. Николай Петрович «приживает» ребёночка от молодой крестьянки Фенечки (артистка Евгения Голубева), но он человек чести, и признаёт его. Базаровым он, разумеется, шокирован, но в силу деликатности характера в прямой конфликт с ним не вступает, в отличие от своего брата. Павел Петрович Кирсанов (заслуженный артист России Андрей Журавлёв) – холеный и породистый аристократ, который готов беспрекословно стреляться, если его благородное происхождение смели оскорбить. Немножко утрированная и даже старомодная манера поведения у представителя высшего класса для прогрессивных шестидесятых годов позапрошлого века... Какой-то он чужой среди своих. Как только в деревне жить может?

Кстати, о представителях высшего света... Эмансипированная Евдокия Кукшина в исполнении артистки Ирины Погодиной получилась экзальтированной и громкой дамой. Зритель, несомненно, посмеётся над интересно поданным образом уездной помещицы, мечтающей о вольностях, кои доступны парижским суфражисткам.

Режиссёр Александр Павлишин попытался понять основную идею произведения Тургенева и сумел чётко представить себе его в деталях. Все события, из которых сложился сюжет спектакля, последовательны и показывают, кто такой Базаров от начала и до конца. При этом каждое событие имеет свой смысл. Мы можем представить себе подробное прошлое действующих лиц, пофантазировать о том, что они бы делали после закрытия занавеса. Постановка получилась современной. Она не потеряла актуальности, но сохранила дух эпохи.

Декорации, костюмы, озвучка, свет, - всё гармонично. Ничто не раздражает и не отвлекает от чувственного восприятия общей атмосферы спектакля. Да, есть какие-то акценты на деталях, которые помогают усилить тревогу и заставить на какой-то миг почувствовать себя не в своей тарелке. Но, понятно, что режиссёрская задача не в том, чтобы зрителю было предельно комфортно и спокойно. Иногда необходимо сделать пульс учащённым!

Герои находятся в движении, простора много (хоть на велосипедах езди!). Спектакль как-будто «вышел» за пределы сцены и наполнил собой окружающее пространство.

Характеры второстепенных героев раскрыты, тут нет «нечётких» образов. Поэтому зритель понимает, в силу чего все герои пьесы действуют так, а не иначе. Сам же Тарас Кузьмин выжал максимум из себя. Показал, что Базаров, несмотря на всю непреклонность и преданность нигилизму, умеет глубоко чувствовать, страдать и сострадать. Такие «звёзды» живут недолго на небосклонах... Погибая, пролетают яркой кометой над косным и замшелым миром консерваторов и лицемеров. Возможно, они светят мало, но не зря. Их революция практически всегда обречена на провал. Живи быстро, умри молодым... Чем не рок-н-ролл?

Так о чём это всё? О конфликтах внешних? Нет, конечно. Внешние конфликты всегда порождаются конфликтами внутренними. Ну и просто практически все дети становятся своими отцами - теми, кого осуждали, и кто тоже будет осуждён в будущем.

Это повторяющаяся в веках жизненная история. Но она о той правде, которую, как горькую пилюлю, необходимо проглотить! После просмотра нетривиального спектакля «Отцы и дети» задаёшься вопросами:

- мириться ли нам или сломать стены привычной основы отцов, стремясь построить наш новый лучший мир?

- лучше ли немецкий порядок отечественной системы?

- возможно ли в каждом русском человеке воспитать те качества, которые пойдут во благо всей нации?

- сможем ли мы победить лень, коррупцию, воровство?

- как сказать «люблю Вас», чтобы не было совсем поздно?

Значит задачу свою спектакль выполнил: подтолкнул к размышлениям. Дай Бог, чтобы только нам пошло на пользу! Спасибо всем, кто создавал и участвовал в этой постановке!

Фото: Сергей Борецкий

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов