26 апреля 2024
26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф

Бенефис бесприданницы (рецензия на постановку «Таланты и поклонники»)


14 октября 2022 20:39 / Культура

Источник фото: Руслан Чечин, Сергей Борецкий

В рамках нового 277-го сезона Тверской театр драмы представил премьерную постановку режиссёра-постановщика Александра Павлишина "Таланты и поклонники" по одноимённой пьесе великого русского драматурга А.Н. Островского.

Как известно, ничто не ново под луной. Так и эта постановка о человеческих слабостях, любви и коварстве. О том, что  связи решают всё, талант без поддержки вряд ли откроется широкому кругу зрителей, а деньги – ключ от любых дверей.

 Александра Николаевна Негина - центральная героиня постановки. Она молодая и хорошенькая актриса провинциального театра, все её мысли  об успехе своего будущего бенефиса и о том, какие перспективы ей это сулит в дальнейшем. Негина талантлива, но бедна и поддержки от сильных мира сего не имеет.

Актриса Дарья Осташевская в роли Александры Николаевны эмоциональна, изящна, притягательна и покоряет естественной манерой игры.

У таких, как Негина, выбор невелик. Остаться на сцене, но быть в содержанках. Либо жить честно, но забыть о своей возможной славе и блеске на театральных подмостках...

Её мать, Домна Пантелеевна (заслуженная артистка России Ирина Кириллова) - женщина нервная и суетливая. Она переживает, что живёт со своей дочерью в нужде, понимая, что актёрской деятельностью мало что наживёшь. Домна Пантелеевна не против, если её Александра будет на попечительстве какого-нибудь поклонника при деньгах и недолюбливает её бесперспективного жениха – студента Мелузова.

Домна Пантелеевна в исполнении Кирилловой персонаж достаточно комичный. Она суетится, беспрестанно читает дочери нотации, принимает живое участие в её судьбе. Такого рода маменьки всегда причитают, исходя из житейско-мещанской мудрости и из того, что вода камень точит. И, возможно, Саша всё-таки тоже когда-нибудь послушает Домну Пантелеевну и они не будут больше бедствовать.

Князь Ираклий Стратоныч Дулебов в исполнении народного артиста России Владимира Чернышова - типичный пожилой повеса. Он кажется смешным в своей тяге к благосклонности Негиной и желанием ласк от неё. Но позже он вызывает острую неприязнь своей мстительностью и мелочностью. Благодаря его инсинуациям карьера Негиной находится под угрозой. Этот престарелый сатир охотится за хорошенькими актрисами и может легко уничтожить тех, кто слабее его. Благо, что рядом с ним всегда те, кто с энтузиазмом поучаствует в травле неугодных.

Великатов в исполнении артиста Вячеслава Хархоты вышел осторожным, сдержанным, эдаким "серым кардиналом". Он очень богат, расчётлив и, вероятно, не лишён благородства (отстоял честь Александры Николаевны и фактически выкупил её бенефис). Великатову важно сохранять своё лицо, поэтому эмоции свои он держит под контролем. Он понимает высоту своего положения, поэтому Негиной он может предложить только роль содержанки. Жениться он не намерен, боится что станет "скушно".

Нина Васильевна Смельская тоже актриса, но уже состоявшаяся. Негина говорит, что завидует её жизнелюбию. Но жизнелюбие ли это или просто возможность приспосабливаться и не гнушаться того, на что ей предлагают пойти в обмен на предложенные блага? Понятно, что "женское положение незавидно", как говорит Домна Пантелеевна. Поэтому что делать, если нет других вариантов не прозябать в нужде.

 Артистка Дарья Плавинская в роли Смельской яркая и манящая. Образ вышел глубоким. В ней есть всё - грусть, страсть, ревность, эксцентрика, холодная расчётливость. Настоящая актриса в театре и в реальности, живущая на полную катушку. Берёт от жизни всё, одним словом.

В постановке есть один знаковый и трагичный персонаж. Это Мартын Прокофьич Нароков, бутафор (артист Борис Михня). Когда-то у него было всё: положение и деньги. Но в силу определённых причин всё это было потеряно. Теперь он выглядит в глазах окружающих полусумасшедшим стариком, который тоскует о театральной славе. Он влюблён в Негину и восхищается её талантом и красотой. Трагизм персонажа Нарокова заключается в непризнанности его актёрского мастерства. Он любит театр беззаветно и он его же жертва. Обратная сторона признания и блеска заключается в том, что на алтарь искусства можно положить всю свою жизнь и не получить ничего взамен, обанкротиться и свихнуться. Одни лишь обрывки ярких воспоминаний остались...

Очень сильный момент постановки - соревнование Нарокова с трагиком Ерастом Громиловым (заслуженный артист Валентин Кулагин). Они читают отрывки из "Короля Лира" с таким упоением, словно были рождены для ролей шекспировских героев. Вообще хотелось бы отметить игру Валентина Кулагина. Его Громилов вносит комизм в атмосферу спектакля. Он постоянно пьян и так обаятелен, что невозможно сдержать смех.

Артист Никита Бахметьев в роли студента Мелузова, жениха Негиной, чувствителен и порывист. Он идеалист, человек нового "предреволюционного" мышления. В своих благородных речах он горит, честь Негиной яростно защищает. Великатова он воспринимает в штыки, так как он представитель враждебного мира, в котором всё легко продаётся и покупается. Негину он призывает жить честной трудовой жизнью. Но "философия только в книжках хороша", а "кушать хочется всегда".

Мелузов - типичный молодой интеллигент с возвышенными идеями, которые столкнувшись с жестокой реальностью, терпят крах. Может ли он претендовать на руку и сердце такой как Негина? По себе ли сук рубит?

Никита Бахметьев заставляет зрителя остро чувствовать боль его героя, что является показателем его игры "на грани".

Много вокруг героев пошлости и зубоскальства. Тут могут лишь предложить пистолет застрелиться, либо стать любовницей на время.

Постановка вышла динамичной и яркой со множеством музыкальных вставок. Впечатляют декорации вокзала. Мотив дороги. Словно само стремление Негиной к славе и покорению иных вершин. Прочь, прочь... Осталось лишь цыган пригласить и поехать на великолепных лошадях Великатова в прекрасное будущее, полное любви и восхищения. Не зря тут присутствует отсылка к "Бесприданнице" того же Островского. Негина превращается в Ларису Дмитриевну Огудалову и поёт по просьбам её поклонников с масляными глазками и легкомысленными намерениями. В мечтах своих она рядом с любимым, а в действительности – просто игрушка в руках ненадолго заезжего барина.

Хотелось бы отметить работу художника-постановщика Николая Юдина, который создал многоплановую и органичную обстановку, на фоне которой разворачиваются действия спектакля. Так, театральная сцена провинциального театра сменяется залой ресторана, а позже становится  вокзальным перроном.

Но что же есть в итоге театр? Это единение талантов и поклонников. И также как верно подметил Маяковский: "Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло". О чём, собственно говоря, эта постановка, которая, несомненно, претендует на зрительский успех.

16+

Оксана Мирошниченко



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2