В конце января на подмостки Тверского театра драмы взошла постановка "Весы" режиссёра Александра Павлишина по пьесе Евгения Гришковца.
Кто такой отец? Мудрый ли сильный батя, который за всех несёт ответственность и укрывает семейство от невзгод широтой своей груди? Или же это просто папа, сомневающийся, ранимый и трогательно неуклюжий в некоторых моментах воспитания?
На этот вопрос Евгений Гришковец не даёт нам определённого ответа. Да и не надо! Мы, зрители, пришли в приёмный покой родильного дома с четырьмя очень разными мужчинами, оказавшимся в один из самых непростых и ответственных моментов в их жизни. Мы чувствуем это напряжение, витающее в воздухе. Тягостное ожидание и крайне медленное течение времени.
Артём (артист Геннадий Бабинов) попал сюда на совместные роды с женой. Он самый молодой и неопытный. Но отваги ему не занимать! Даже тёща Галина Борисовна (артистка Дарья Плавинская) не может его разубедить (хотя сначала она непреклонна как танк) не ходить и не быть с женой в этот ответственный момент. Артём ведь очень молод и ему всё-таки было страшно (буквально до обморочного состояния). Он плачет на груди у своей мамы (артистка Дарья Плавинская) и причитает: "Мама! Я такое видел!". И не только ведь его ребёнок рождался в тот момент. Рождался настоящий мужчина из юноши!
Алексей же (артист Константин Василенко) - отец уже матерый. Жена должна родить третьего ребёнка. Он со своим другом Эдуардом (артист Александр Крайнов) сорвался с футбольного матча и приехал в родильный дом. Друзья немного выпившие, сильно взволнованные. Они уговаривают медсестру (артистка Дарья Плавинская) смилостивиться и пустить законного отца хоть на минутку к жене. Понимающая, но строгая медсестра журит незадачливых друзей и никуда никого не пускает, заставляя терпеливо ждать.
Игорь, седовласый и серьёзный мужчина (заслуженный артист Андрей Журавлёв), немногословен и, поначалу, кажется безэмоциональным. Но это как раз только кажется...
За полтора часа спектакля со всеми ними происходят колоссальные изменения (неудивительно, ведь в такие моменты вся жизнь пролетает перед глазами). Мы узнаем самое сокровенное о них. О чём обычно непринято говорить мужчинам, дабы никто не уличил их в отсутствии выдержки и в том, что они распускают нюни.
Приёмный покой для этой четвёрки постепенно превращается из зоны ожидания в своеобразную исповедальню.
Художник-сценограф (Николай Юдин), кстати, создалнужную атмосферу. Декорации приёмного покоя выглядят очень достоверно. Ещё немного и со сцены можно было почувствовать тревожный больничный запах лекарств и стерильности.
У каждого героя спектакля тут своя история, свой характер, своя «слабинка» и своя мощь.За их простыми и человеческими историями таится глубина.
Все эти споры: какое имя выбрать - Давид или Серафим, кто лучше по характеру - Весы или Девы, родится ли долгожданный сын или снова будет девчонка и т.д., эти наивные тосты под припрятанный коньячок, - всё это такое простое и человеческое и немного наивное. Евгений Грищковец любит с помощью простых вещей говорить о самом главном - о жизни, о мечтах, о боли потери и разочаровании.
Это одновременно так светло-грустно, так пронзительно, так радостно! Как сам момент рождения новой жизни. Святое таинство, которое является самым естественным и обыденным явлением с начала времён.
Женщины же тут напротив все сильные, решительные. Они опора и поддержка мужчинам, которые тоже имеют право на слабость.
Артём (артист Геннадий Бабинов) говорит ключевую фразу: "Я увидел, как я сам появился на свет. Я взял сына на руки - и увидел себя самого!"
Эти мужчины, вчерашние мальчишки и позавчерашние младенцы беспомощны. Им страшно! Перед тем неизвестным и сакральным, что им не дано прочувствовать. И они переживают за своих девочек и не могут ничем им помочь. Но это ли не говорит о том, что все эти мужчины, случайно встретившиеся в таком месте, настоящие отцы? Разные, но такие очаровательные и полные сострадания!
Весы качнулись и снова встали на место. И весы - это не только знак зодиака, это символ баланса и всё в идеальном мире должно находиться в гармонии. Особенно с момента рождения человека. Как сказал герой постановки: «Как же хочется, чтобы мир принял иххорошо!»
Красивый спектакль. Добрый и мудрый. По-отцовски. А мы, зрители, тоже стали на мгновение детьми, любимыми и долгожданными. Для холодной зимы жизненно необходимы такие нежность и тепло!
18+
Оксана Мирошниченко