26 апреля 2024
26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф

На пике алчности (рецензия на спектакль «Пиковая дама» 12+)


25 марта 2024 08:40 / Культура

Источник фото: Руслан Чечин

В середине марта Тверской театр драмы представил мистическую премьеру «Пиковая дама» по одноименной повести А. С. Пушкина в постановке главного режиссера театра Александра Павлишина.

Постановка в целом соответствовала атмосфере первоисточника и получилась захватывающей и динамичной.

Герои Тройка, Семерка, Туз (артисты Евгения Голубева, Андрей Недельский, Никита Березкин) и Дама в черном (заслуженная артистка РФ Дарья Плавинская) – метафорические герои с демоническим флером,  которые помогают вести нить повествования. Элементы хореографии и пантомимы добавили «живости» и еще пущей «театральности» «Пиковой даме». Почти как Коровьев, кот Бегемот и Аззазело в свите Воланда, они показывают, что карточная игра – это игра с привлечением темных сил.

Но, «кто не умеет беречь отцовское наследство, тот все-таки умрет в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия», - так думает Германн, чей по-немецки прагматичный девиз звучит, как «расчет, умеренность, трудолюбие». Он действует хладнокровно и готов идти к цели буквально по трупам. Артист Артем Яцуненко безукоризненно вписался в образ главного героя постановки с «профилем Наполеона, но душой Мефистофеля».

 «Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, – а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры».

Он кажется хладнокровным и порой бесчувственным. Но как для него волнительна встреча со старой графиней! Как он изменился, лихорадочно сжимая в руке пистолет, которым он ей угрожал.

Артистка Татьяна Лугачева хороша в образе старой графини Анны Федотовны. Гордая стать и надменность ее облика позволяют зрителю легко представить себе, что могла бы представлять из себя эта знатная дама, прожившая необычную жизнь, полную блеска, балов и великосветских поклонников. Именно таким суждено стать призраками после смерти вследствие своих тайных дел с персонажами, подобными графу Сен-Жермену – оккультисту и алхимику, который знал секрет трех карт, который и был передан им самой Анне Федотовне.

Лизавета Ивановна, воспитанница старой графини, девушка робкая, скромная и чрезвычайно мечтательная. Артистка Анастасия Клименкова показала, как тихая и наивная девушка тяготится парадоксальными претензиями со стороны Анны Федотовны и томится в ожидании своего избавителя. Германн отлично бы подошел на эту роль. Даже призрак графини, видимо, раскаявшись или перед угрозой адских мук, желает своей несчастной воспитаннице счастливого замужества.

 Но наивная девушка, всего лишь была использована для корыстных целей Германна. «Уж полночь близится, а Германна все нет» …. Ему и не надо этого, все мечты о роскошной жизни где-нибудь желательно в Монте-Карло, куда Лизавета Ивановна явно не вписывается.

«Деньги! Вот чего жаждет моя душа!» - признается он обманутой барышне.

Хотелось бы отметить отдельно общую атмосферу «Пиковой дамы». Декорации, костюмы в духе времени, приглушенный свет и музыкальное сопровождение – все уместно и наполняет воздух сумраком и мистичностью, в духе готических романов про оживших мертвецов, проклятия и призраков (художник-постановщик Николай Юдин, художник по костюмам Ирина Подосенкова, музыкальное оформление Иоланты Мельниковой и Александра Павлишина).

Для зрителя не возникает ощущения перегруженности. Постановка вышла нетяжеловесной и глубокой при этом.

О чем все это? Человек может проиграться в пух и прах в один момент из-за неуемной жадности, ибо бес попутал, а обещания надо все-таки сдерживать. А убеждение Германна, что, дескать, «сам держу судьбу собственной рукой» вообще на деле не работает. Гордыня и алчность рано или поздно губят.

Однозначно, что спектакль придется по вкусу разновозрастной публике. Творения «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина не могут быть поучительно-скучными, если уметь их правильно не только «прочесть», но и «преподнести». А с этой задачей создатели спектакля «Пиковая дама» уж точно справились!

Оксана Мирошниченко

Фото: Руслан Чечин

12+



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2