В начале весны зрителям Тверского академического театра драмы был представлен спектакль Александра Сафронова "Энергичные люди" по одноименной пьесе Василия Шукшина, в честь его 90-летия.
Нафталина нет, но много отсылок к эпохе 70-х, когда разного рода "энергичные люди" - предтечи нувориш, "новых русских" и прочего вида, мягко выражаясь, людей с коммерческим чутьем резво набирали обороты.
По тем временам, в квартире семьи Кузькиных обстановка роскошная и шикарная (хороший гарнитур, повсюду дефицитные вещи), хозяйка "упакована", муж "крутится", знается с нужными людьми (с ними же и пьёт). В общем, он как «динамо-машина» вырабатывает энергию для совершения мелких и крупных махинаций (хотя сам себя считает творческим человеком и нестандартно мыслящим новатором в сфере экономических отношений).
Итак, компания радуется, обмывает новые покрышки хозяина "апартаментов" Аристарха Петровича Кузькина (артист Александр Сафронов). Мужчины развлекаются и петрушничают. В другой комнате сидит злая жена Аристарха Петровича - Вера Сергеевна (артистка Ирина Погодина). Её порядком достали попойки мужа. А тут ещё письмо от какой-то Сони было случайно найдено... Мало того, что выпивает и буянит, так теперь и бес в ребре завёлся!
Актриса Ирина Погодина неподражаема в роли Веры Сергеевны! Сладкая женщина, фактически «вулкан страстей» под красной помадой и в козликовом полушубке и прочими гламурными замашками. Она органично вписалась в образ Веры Сергеевны Кузькиной, дамы на грани нервного срыва.
"Спекулянт, а!!! Я тебе покажу!", - грозится обманутая и уставшая женщина и решает донести на собственного мужа в прокуратуру.
Кузькин мучается похмельем и трясущимися руками пытается отнять и буквально снять одежду с неблагодарной жены, которую он добывал правдами и неправдами. Даже тапкой замахивался! Но нет... Не проймёшь!
И тут-то завертелось! Аристарх Петрович и сотоварищи (и собутыльники в одном лице) отчаянно пытаются спастись.
Как они, змии-искусители, Веру Сергеевну не соблазняют, как не пугают, не угрожают расправой, и на слезу не пробивают... Упёрлась Кузькина и всё тут! У каждого, словом, свои методы и своя история, как они дожили до такой "энергичной" жизни.
А люди-то все какие: каждый образ яркий и самобытный. Тут вам и представитель "кабинетного" бюрократического типа, и номенклатурщик, и грузчик из народа, с полатей спустившийся, и конъюнктурщик, и барыга, и ушлая вульгарная продавщица, ну и, собственно, сама жена главного героя. Герои спектакля получились какими-то родными и до боли знакомыми.
Например, Курносый (заслуженный артист Андрей Журавлёв) в малиновом пиджаке (уловил тренд 90-х, однако), стоит на коленях перед Верой Сергеевной, говорит, что четверых надо кормить, и сесть он никак не может... Поэтому практически готов натурой расплатиться перед неумолимой Кузькиной.
Другие же предупреждают о страшных последствиях её доноса, трясут перед ней Уголовным кодексом РСФСР…. Да и в итоге её просто ждёт судьба старой жены-дуры, которую сменят на версию поновее, если не одумается.
А вот отчаянный Чернявый (артист Никита Берёзкин), который думает, что в нём играет горячая казацкая кровь, и вовсе грозит Кузькиной убийством с последующей «расчленёнкой».
Только Простого (артист Геннадий Бабинов), наверное, может расстроить лишь отсутствие коньяка (даже, скорее, водочки) на зоне, поэтому он также неубедителен со своей рабоче-крестьянской позиции.
Даже сама продавщица Соня (артистка Яна Голубева) в ботфортах, мини-юбке и алом латексном плаще пытается убедить в своём "высокоморальном" поведении по отношению к Аристарху Петровичу его злосчастную супругу.
Герои изображают, что летят журавлиным клином под музыку детства из заставки к программе "В мире животных", что едут в поезде в отдалённые уголки обширной родины, потом водят хоровод... Энергии-то много, и спиртного ящиками.
Но помимо всех этих страстей тут нашлось место тиши, благодати, и примирению. И слова хорошие были сказаны про краткость человеческого бытия и про тщетную суету, и то, что как мало человеку надо, всего лишь любовь. Просветление и умиление!
Но ирония нашей с вами жизни состоит в том, что невозможно ничего вовремя предусмотреть и соломки в нужный момент подстелить. Ведь крышка всем покрышкам может наступить в любой момент!
Василий Макарович Шукшин всегда ассоциировал себя с человеком простым и "народным", который, как и сам народ, крепок задним умом. Нет тут вывертов с подвывертами и сложных страданий. Всё просто и как на ладони. Но мудрости бездна.
Даже есть какая-то ностальгия по тем временам, когда семейка слоников стоит на ламповом телевизоре, а в прихожих под шапки приколочены рога, и каждая уважающая себя дама была обязана "достать" хорошо сидящий на голове синтетический парик (художники сцены и костюмеры детально и аккуратно передали дух времени). Александр Сафронов сам уловил приметы той эпохи, при этом, не переборщив с гротеском (а зачем, если уже в наши дни многое из прошлого кажется таким смешным и наивным?).
А люди? Что люди, они не меняются и энергетика в них всегда одна и та же, просто заряд её с плюса на минус меняется, и наоборот. И в точку фраза Салтыкова-Щедрина, что у нас всегда пьют и воруют... Классика!
"Энергичные люди" - отличный пример спектакля на все времена. Его даже хочется пересмотреть заново, чтобы снова насладиться разнообразием образов и отдельно великолепной игрой Ирины Погодины.
Спасибо режиссёру Александру Сафронову и артистам, и всем тем, кто работал над этой постановкой, за этот оглушительный поток из эмоций и юмора!
Оксана Мирошниченко
Фото: Анастасии Чистяковой