03 декабря 2021
В Тверской области пройдут памятные мероприятия, посвященные 703-ей годовщине подвига Михаила Тверского
29 ноября 2021
В Тверской области любой желающий сможет бесплатно сдать экспресс-тест на ВИЧ-инфекцию и проконсультироваться со специалистом

Сон разума, порождающий чудовищ, или мордасовские сомнамбулы (рецензия на постановку «Дядюшкин сон»)


04 октября 2021 17:58 / Культура

Источник фото: Сергей Борецкий

Новый 276-й сезон в Тверском академическом театре драмы ознаменовался премьерой спектакля по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» в режиссерской постановке Валерия Персикова. Спектакль получился монументальным. Для зрителя Тверского театра драмы был преподнесён настоящий подарок – возможность оценить малоизвестное произведение Достоевского «Дядюшкин сон».

Великий Федор Михайлович в своем творчестве препарирует душу, показывает метания и дуализм человеческой натуры. То есть, не всё то, чем кажется, и пытается казаться.

Так, князь К – центральный персонаж в постановке «Дядюшкин сон» (народный артист России Владимир Чернышов) как раз является ещё одним подтверждением этому. Получеловок-полукомпозиция: «глаза вставные, ноги пробочные, он весь на пружинах и говорит на пружинах…».  Сплошная фальшь и слабоумие в этом дядюшке с накладкой на голове. Но, опять же, в глубине этого живого гротескного манекена таится своя тайна. Чернышов мастерски передаёт изменчивость состояний князя К.

Мария Александровна Москалева (народная артистка России Ирина Андриановна) – мещанка, крепкая задним умом, желающая жить чинно и благородно. Мужа своего Афанасия Матвеича (артист Борис Михня) терпеть не может и пилит его в течение последних 30 лет. Она, конечно, желает счастья своей дочери Зинаиде (артистка Виктория Козлова). Мария Александровна – женщина боевая и волевая, привыкла решать все за всех и чувствует себя благодетельницей среди своих неблагодарных домашних. Афанасий Матвеевич, ее робкий супруг ведет себя как безропотный валенок, которому одна радость осталась – чаю вдоволь напиться и в бане отсидеться.

Зинаида в исполнении Виктории Козловой – это контраст эмоций и чувств. Холодность и страстность, сдержанность и эмоциональность, робость и бунтарство. Она иногда напоминает жертвенного агнеца, которого послушно могут принести в жертву, пытаясь выдать за князя К и лишая настоящей любви. Но в то же Зинаида имеет сильный характер и смелость. Она не боится сказать в глаза правду, зная, что это может иметь непоправимые последствия.

Павел Александрович Мозгляков (артист Геннадий Бабинов) – названный племянник князя К и жених Зинаиды – приятный молодой человек, остроумный, живой и веселый. Но по мере развития сюжета в нем обнаруживаются и другие черты… Склонность к интриганству и мстительность, например…

Что касается остальных персонажей постановки, то из всех жителей Мордасова стоит выделить Софью Петровну Карпухину (народная артистка России Вера Рычкова). Пьяная, да разудалая. Ввиду своей энергичности эта героиня вносит живую струю в лицемерное общество прочих мордасовских дам, падких на сплетни. Видно, что ее реноме уже подпорчено, а вернее подмочено (настойкой), поэтому говорить можно, что вздумается

Артистка Ирина Погодина в роли Настасьи Петровны, дальней родственницы Москалевых – персонаж опасный. Пусть эта героиня и не успела наворотить дел, но представляет собой человека мелочного и недоброго. Но Ирина Погодина все равно смогла наделить ее обаянием и комизмом.

Вообще структура постановки необычна. Комедия резко сменяется трагедией. Легкая атмосфера становится тяжелой и напряженной. Как будто наступает резкое пробуждение после легкого сна.

Около ста лет назад австрийский психоаналитик Зигмунд Фройд (Фрейд) смело заявил, что сон – это дорога в бессознательное.  Сновидение — «царская дорога» к познанию таинственной сферы душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши потаённые желания, все подавленные чувства обретают свободу. Сновидение содержит былые воспоминания, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем. Но это только на первый взгляд. Ведь ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно. Так, князь К не может отличить сна от реальности. Ария Лоретты из оперы Андре Гретри «Ричард Львиное сердце», столь чувственно исполненная Зинаидой, вернула его в минувшую молодость, там, где осталась его любовь, разбившая ему сердце… И вот он на миг становится прежним, пробужденным и горюющим. Что такое прошлое? Разве это не сон? То, чего уже нет и более никогда не случится…

Но сон в данной постановке также имеет другое значение – болезнь, подобную летаргии или состоянию кому. Жители Мордасова ведут себя как сомнамбулы. Живут в вязком сне, как в болоте. Нужно что-то менять, брать ответственность за себя и собственные поступки пока есть еще время. Но какой там… Герои постановки, да и что греха таить, все мы живем зачастую так, словно, впереди 200 лет жизни и на пробуждение еще есть шансы.  А нет его, времени-то… Оно как песок сквозь пальцы. «Тридцать лет прошло и словно и не жила», - говорит Мария Александровна Москалева, сокрушаясь. Одно горькое сожаление и раскаяние остаётся. Долгий бесконечный мордасовский сон – это бесцельная и мелкая жизнь и неосознанное существование.

Кто же в чьём сне существует? Сам князь К начинает думать, что все ему приснилось или же он продолжает спать. Как в том известном выражении: «Кто я? Человек, которому снится бабочка? Или бабочка, которой снится, что она человек?

Но что же может разбудить и отрезвить этих несчастных? Смерть любимого человека или собственная бесславная гибель? Так, Зинаида Москалёва, как после глубокой спячки или после заморозки, смогла очнуться, когда поняла, что потеряла безвозвратно свою любовь – Васю, обычного бедного учителя.

Особая атмосфера с неким мистическим флером передаётся благодаря декорациям (художник-постановщик Николай Юдин) и общему оформлению сцены (художник по свету Юлия Дмитриева, визуальные спецэффекты от Павла Глухова). Мы находимся то ли в предрассветном состоянии сна, то ли в глубокой ночи… А еще тройка белых лошадей куда-то несётся по заснеженной бесконечной дороге (возможно, это отсылка к гоголевской птице-тройке, бесцельно и бессмысленно летящей как время, но в тоже время – это стремление вперёд, наполненное надеждой)

И однажды ночь сменяется утром – звенящим и восхитительным в своей свежей чистоте. Когда кажется, что вся жизнь впереди, ты молод и решителен. Любовь, одна лишь любовь, является смыслом твоего существования. И только призрак в виде старухи, некогда бывшей прекрасной и молодой девой из Ниццы, которой был пленён князь К, исполняет арию Лоретты. Художники сцены (в том числе художник по костюмам Ирина Подосенкова) органично вписали все эти образные средства в общую канву постановки.

В целом эта постановка про потерянное время и преданные любовь и мечты. Жизнь становится беспробудным мучительным кошмаром. День сурка, ни дать, ни взять.

Пробуждайтесь, господа, зрители Тверского театра драмы, быстрее. Жизнь нельзя проживать так, словно черновик пишешь. Поэтому постановка «Дядюшкин сон» почти как сигнал будильника заставляет встрепенуться и хоть на толику задуматься о том, как ты существуешь – живешь или просто спишь. Рекомендовано к просмотру (возможно неоднократному в целях профилактики неосознанности) однозначно! Следующий показ спектакля состоится 15 октября.

Автор : Оксана Мирошниченко



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2