Спектакль поставлен на основе материалов книги «Война в Донбассе: народная летопись». В названии книги уже отражено всё ее содержание. Это воспоминания тех, кто был очевидцем страшных событий 2014-2017 годов.
Простые водители, воспитатели детских садов, шахтеры, медики, журналисты рассказывают без всяких прикрас свои личные истории. Прочитав эту книгу Алла Ульянова создала потрясающий спектакль, хотя сама она утверждает, что это просто документалистика на сцене. Потому что никто своих ролей не играл, имен у героев постановки нет. Есть просто мужчины и женщины, которые рассказывают о том, что пережили.
Пусть так. Актерам действительно не нужно вживаться в роли, они живут этой жизнью сами. До сих пор живут так, как рассказывают со сцены. Для актеров Донецкого государственного академического театра имени Бровуна фактически ничего не изменилось. Бомбежки продолжаются каждый день.
Но они продолжают работать над новыми спектаклями. Правда театр по понятным причинам не может функционировать. Но они продолжают приходить и репетировать на родной сцене. На свой страх и риск. И ездят на гастроли.
И все-таки, это настоящий спектакль. Конечно же, свою историю со сцены смог бы рассказать и простой шахтер. Смог бы?
Перед началом спектакля я имел возможность задать пару вопросов Алле Ульяновой. И первым был, почему на ее взгляд до сих пор нет художественных пьес о Донбассе? Второй – есть ли планы сделать на основе книги полноценную художественную постановку?
Алла Владимировна думает, что скорее всего еще не время для таких спектаклей. Еще нужно время для того, что осознать полностью, до конца, все что произошло.
А ставить на Донбассе спектакли о войне (нужно отметить, что этот спектакль был поставлен еще до вхождения ДНР в состав России) очень тяжело. Да, они научились жить в новой реальности, да, они уже знают по звуку, что летит, мина или ракета, но переживать это еще и еще раз очень трудно.
Но вернусь к шахтеру и рассказу. Смог бы шахтер так проникновенно донести до зрителя то, что сумели профессиональные актеры? Да у него был бы один мат. А кто-то вообще не смог бы связать пару слов от волнения. А кто-то просто плакал бы и так и не нашел бы слов, чтобы описать потерю ребенка, мужа, родных.
Каждое слова актеров со сцены пронизывало душу и сердце насквозь. Они приехали к нам в Тверь, чтобы рассказать правду. И рассказали.
Алла Владимировна призналась, что ехали они в первый раз на гастроли, не зная, какой им будет оказан прием. Донбасс далеко. Поймут ли. А теперь, когда от войны, навязанной нам США и Евросоюзом, все уже порядком устали, волнение еще больше. А вдруг скажут, что эта тема уже надоела?
Зал встал, чтобы выразить свой восторг актерам и долго, очень долго хлопал.
Я поймал себя на мысли, что мы и проигрываем информационную войну, потому что даже пытаясь донести правду, ощущаем некоторую неловкость. И еще я очень пожалел, что не пожал, не поцеловал руку этой изумительной женщине, которая сумела минимальными средствами сделать то, что не могут все наши телевизионные каналы. Я бы прикоснулся к нашей героической истории и хоть чуточку слабы сопричастным к ней.
Из декораций только экран, на котором появлялись документальные кадры. Всё. Она сделала так, что весь зал поверил правде.
И еще появилось чувство негодования и даже досады. Этот спектакль опоздал лет на пять как минимум. Ведь сегодня правду о Донбассе до нас все-таки донесли. Сегодня – в широком смысле.
Этого спектакля очень не хватало в самом начале. В 2014 году. Ну хотя бы в 2017.
Автор текста: Андрей Вартиков