В конце ноября Тверской театр драмы представил премьерную постановку режиссёра Андрея Цисарука "Женитьба" по одноимённой пьесе Н.В. Гоголя. Этот спектакль, лирический фарс, создал впечатление лёгкого юмористического действа с разноплановыми персонажами.
Всё вертится вокруг засидевшейся в девицах купеческой дочери Агафьи Тихоновны Купердягиной (артистка Дарья Осташевская). Барышня она мечтательная, хочет непременно мужа дворянина. Прехорошенькая и вряд ли оставляющая будущих претендентов равнодушными. Меж женихов мечется, проводит сравнительный анализ, сокрушается. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь — поди подумай!». Она в итоге хочет бросить жребий и в итоге в голове создаёт идеальный образ жениха, который явно не соответствует реальности. Осташевская отлично передала характер это поверхностной девицы на выданье.
Её тетка Арина Пантелеймоновна (артистка Юлия Бедарева) — дама практичная, убежденная, что свет клином на дворянском звании женихов не сошёлся и лучшего будущего мужа, чем добротный купец не сыскать. Она также ставит в пример племяннице её покойного батюшку. Бедарева бесконечно комична в этой роли. От неё на зрителей исходит просто бешеная энергетика.
Заслуженная артистка России Ирина Кириллова убедительно изобразила Фёклу Ивановну, сваху, типичную мещанку, которая обладает даром убеждения, но, если к стенке будет прижата и уличена в недостаточном качественном подборе женихов, сразу станет причитать, как тяжко достаётся ей хлеб и что женщина она бедная и несчастная. При этом не упустит возможности рюмочку пропустить и по-свойски посплетничать.
Надворный советник Иван Кузьмич Подколёсин (артист Сергей Бескакотов) — тоже перезревший жених, человек нерешительный, инфантильный. Ему и хочется, и колется. Жениться давно пора и чувства вроде как к Купердягиной у него начинают просыпаться. Но... «На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего — всё кончено, всё сделано». Эйфория сменяется отчаянием и наоборот. Бескакотов хорошо изобразил «обломовщину» в характере этого персонажа.
Его друг, Илья Фомич Кочкарёв (Никита Бахметьев) — человек категоричный и деятельный. Он пинками готов вести Подколёсина к алтарю, если придётся. Хотя Фёкла Ивановна тоже его «обженила», и, судя по его комментариям, не столь удачно, как хотелось бы, он не намерен оставлять своего товарища в холостяках. Грубо отодвинув в сторону сваху, как он не стесняясь выражается, "старую крысу", он берёт на себя её функции, умело манипулируя Купердягиной и остальными женихами. Вообще Бахметьев раскрывается с неожиданной для себя стороны, изображая Кочкарёва столь энергично-злым и наглым человеком. Пассивность и мягкотелость Подколёсина резко контрастирует с решительностью Кочкарёва.
Что касается остальных женихов — Ивана Павловича Яичницы, Никанора Ивановича Анучкина, Балтазара Балтазаровича Жевакина, то это триада комичнейших персонажей.
Экзекутор Иван Павлович Яичница изображён артистом Евгением Романовым "таким себе толстым, видным", расчётливый скупердяем и увальнем, выражающимся казёнными словечками. Он прагматичен донельзя. Отбросив даже малейший намёк на романтику, сразу бежит проводить ревизию движимого и недвижимого имущества предполагаемой невесты.
Никанор Иванович Анучкин является отставным пехотным офицером. Артисты Константин Василенко/Александр Крайнов сделали этот образ чрезвычайно смешным. Напомаженный франт, который хочет казаться изо всех сил "человеком тонкого поведения", чтобы высшее общество смогло оценить. Анучкин надеется взять себе в жены симпатичную, образованную девушку, умеющую непременно говорить по-французски (при этом сам он языком не владеет).
Балтазар Балтазарович Жевакин (артист Никита Берёзкин) — отставной моряк и лейтенант. Годами ходит в одном перелицованном несколько раз фраке и всё вспоминает сицилийских девушек, которых он встречал в пору своей службы в Италии, как он их называет, розанчики. Видимо, он большой любитель женщин, но небогатый и тугой на ухо. Берёзкин наделил этот образ огромным обаянием. Двигается будто на шарнирах и вызывает у зрителя смех до слёз.
В целом, постановка получилась яркой и динамичной. По сцене катятся мячи, как будто идёт какая-то игра на выбывание и раскиданы карты для гадания на мифического червонного короля. Музыкальное сопровождение и сценическое оформление помогают создать атмосферу какой-то потусторонней приглушенной реальности. Женихи и сама невеста — это просто образы и марионетки. Характеры их утрированы. Тут есть много над чем посмеяться, есть над чем погрустить и задуматься о том, сколько инфантилизма и нелепицы может быть в отношениях и в реальной жизни.
Не стоит сомневаться, что постановка "Женитьба" получит множество положительных откликов. Потому что получилось талантливо, легко для восприятия, но содержательно и оставило долгое приятное послевкусие. Спасибо всем причастным к созданию спектакля!
16+
Автор текста: Оксана Мирошниченко