22 марта 2024
Губернатор Тверской области Игорь Руденя выразил соболезнования в связи с трагедией в ТЦ «Крокус Сити Холл» в Московской области

Эксперты считают, что проблему свалок можно решить только во взаимодействии общества и власти


26 апреля 2019 19:30 / Регион

Так «называемая мусорная реформа» направлена на решение экологических проблем, которые появились не вчера, и не год назад.

В советское время близ городов образовывались самые настоящие мусорные свалки, куда на протяжении десятилетий каждый день свозился мусор. Захоронение отходов осуществляется непосредственно в грунт, в лучшем случае в выкопанные карьеры. Когда в других странах данную проблему начали решать, открывая объекты переработки и сортировки коммунальных отходов, общественность рукоплескала решению многолетней проблемы. Чего не скажешь про наших соотечественников, которые скептически относятся к всевозможным переменам.

Есть ли основания для беспокойства у людей, в связи с предстоящими изменениями, мы сегодня поговорим с экспертами. Для примера рассмотрим ситуацию со свалкой в Вышневолоцком городском округе.

Старую свалку, которая расположена в пределах городского округа, изжила себя морально и физически. Сегодня обсуждаются планы по рекультивации этой свалки и появлению современного объекта мусоропереработки и сортировки, который уже будет располагаться на существенном удалении от населенных пунктов.

Обсуждение данной темы вызвало непонимание местных жителей. Выбрать место для размещения объекта ещё предстоит, причём для этого необходимо будет провести экологические экспертизы, внимательно изучить почву, провести анализ грунтовых вод и гидрологические исследования. 

Польза от предстоящих изменений очевидна. Что же смущает волочан? О подводных камнях реформы мы поговорим с экспертами.

Довольно жёсткую позицию по данному вопросу выразила Юлия Васильчук,зав. кафедрой экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет». Член Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, председатель Общественной палаты Тверской области.

- Мне сложно объяснить такое рьяное противодействие предстоящим переменам. Их потенциальная польза очевидна. Я всегда выступаю за создание необходимой инфраструктуры в области переработки и сортировки отходов. Что же касается экологии, без создания в ближайшее время необходимой инфраструктуры, ситуация грозит превратиться в экологическую катастрофу. Даже обыватель понимает, какую угрозу для него представляет старая свалка. Но давайте обсудим и экономическую составляющую вопроса. В области своего мышления мы должны переходить к осознанию важности решения проблемы с мусорным загрязнением, начиная с понимания важности раздельного сбора и сортировки. Во всем мире к решению этой проблемы приступили довольно давно и получают кроме всего прочего экономическую выгоду от иного обращения с мусором. Вторичная переработка приводит к экономии ресурсов, созданию рабочих мест и развитию сопутствующей индустрии.

Юлия Владимировна связывает такое отношение общественности к предстоящим переменам с недостаточным пониманием и информированностью населения. В этой связи нужна просветительская работа, открытое обсуждение проблемных вопросов на общественных слушаниях, которые запланированы в качестве важного этапа формирования территориальной схемы размещения новых современных, экологичных объектов размещения отходов с сортировочным комплексом по сортировке, переработке. Очевидно, что опасаться стоит бездействия и затягивания процессов реформирования отрасли, к которым может привести противодействие общественности.

Женихов Юрий Николаевич, зав кафедрой Тверского государственного технического университета, д.т.н., профессор, председатель общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области

Наше государство взяло на себя функции управления твердыми коммунальными отходами (ТКО) лишь с 2014 года, когда в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены поправки, составляющие суть нынешней «мусорной реформы». Одной из причин, видимо, явилось и образование множества несанкционированных свалок, вырастающих как грибы во время дождя. Да и существующие санкционированные свалки, в том числе в Вышневолоцком  городском округе, не отвечают современным экологическим требованиям. На первом этапе мусорной реформы Правительством Тверской области было принято Постановление от29 декабря 2017 года N 477-пп «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тверской области», предусматривающее постепенный вывод существующих объектов размещения отходов из эксплуатации  и строительство новых. Плохо ли это? Ответ может быть только один – давно пора. Территориальной схемой обращения с ТКО выделено семь зон (межмуниципальных кластеров по обращению с отходами): Тверская, Кимрская, Бежецкая, Вышневолоцкая, Торжокская, Ржевская, Нелидовская. В каждой зоне предусматривается наличие межмуниципального комплекса, обслуживающего все муниципальные образования, входящие в кластер. Речь идет о строительстве современных полигонов с мусоросортировочными и мусороперерабатывающими комплексами, позволяющими максимально утилизировать полезные составляющие ТКО.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 174 «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы. То есть, проект строительства каждого полигона будет проходить государственную экологическую экспертизу федерального уровня. В составе проекта в обязательном порядке предусматривается раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», разрабатываемый в соответствии с Приказом Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации". Обязательным требованием является наличие нескольких вариантов размещения намечаемого строительства и общественные обсуждения намечаемой деятельности. Другими словами, каждый человек еще на проектной стадии имеет право высказать свои замечания и предложения, выразить поддержку или несогласие с предложенными проектом  решениями.

Так надо или нет строить новые полигоны по размещению и обезвреживанию ТКО?  Отказ означает, что мы готовы, как ранее, «прятать голову в песок» и ждать, когда «захлебнемся собственными отходами». Ответ «да» означает, что мы цивилизованным путем намерены максимально использовать утильные фракции (бумагу, картон, пластик, стекло, металл), пищевые отходы (сырье для производства компостов) и минимально в прессованном виде захоранивать на полигонах оставшиеся неутилизируемые фракции («хвосты»).

Если говорить о подводных камнях реформы, то один из подводных камней – отсутствие подготовленных кадров. Есть ли специалисты, прошедшие хотя бы профессиональную подготовку в области обращения с отходами, в штате регионального оператора, в органах государственной власти, не говоря об органах самоуправления. Ну и конечно, правда это надводный камень,  организация раздельного сбора на местах образования ТКО.



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2